Рекомендации на период самоизоляции

Уважаемые коллеги, ученики и родители!

Сейчас все мы с вами оказались в ситуации, когда неожиданно и впервые приходится организовывать образовательный процесс совершенно иначе. Безусловно, вопросов много, не всё сразу понятно, что-то получается не с первого раза.

Многое зависит и от того, как мы все будем действовать сообща: необходимо действовать спокойно, рассудительно, сохраняя рабочий процесс.

У нас с вами есть главное: понимание цели – дать ребёнку возможность получать качественное образование, предоставить много различных ресурсов для организации обучения на дому. И, конечно, общая мощная взаимная поддержка.

Призываем сохранять самообладание, быть выдержанными и терпеливыми, внимательными друг к другу.

РЕКОМЕНДАЦИИ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ

родителям для реализации в условиях семьи[1]

Условия самоизоляции родителям несовершеннолетних детей нужно рассматривать позитивно, так как они позволяют исправить сложные семейные ситуации, стать ближе и сплотиться членам семьи, отработать педагогическую компетентность и в полной мере выполнить родительские функции, компенсируя упущенное время для этого в прошлом.

Рекомендации для установления доверительного контакта

с трудным ребенком в семье

1. Будьте вежливы в обращении.

2. Не давайте оценочных суждений его личности.

3. Будьте доброжелательны и внимательны к действиям ребенка.

4. Стройте общение на темы собеседника, поддерживайте его интересы.

5. Будьте честным и открытым при взаимодействии.

6. Будьте отзывчивым и заботливым родителем.

7. Будьте рациональным. Не навязывайте свое общение.

8. Говорите − меньше, а слушайте − больше.

9. Не делайте больших пауз в общении. Можно при этом задать вопросы или что-то рассказать.

10. Будьте уравновешенны и терпеливы.

11. Говорите четко, находясь рядом (не кричите издалека).

12. Позволяйте ребенку иметь личное пространство, где ему можно уединяться.

Рекомендации для раскрепощения ребенка

и снижения внутреннего напряжения

‒ ежедневно говорить ласковые слова, хвалить за что-то;

‒ не сравнивать с другим ребенком (братом (сестрой);

‒ больше положительных эмоций в ходе общения (в течение дня);

‒ ситуации удовлетворения должны преобладать над неудовлетворением потребностей ребенка;

‒ при требованиях к нему учитывать эмоциональное состояние ребенка;

‒ быть одинаково требовательным ко всем детям в семье;

‒ уважительным тоном обсуждать с ребенком его обиды, отказы, слёзы;

‒ объяснять, почему «нельзя»;

‒ еженедельно организовывать семейный досуг (игры, уборка/разбор чего-либо, просмотр фильмов и т.п.);

‒ создавать спокойную обстановку в семье уравновешенностью эмоций и речи;

‒ установить четкий режим дня (личного времени, питания, сна, семейного досуга и др.).

Рекомендации для взаимодействия

с инертным (медлительным) ребенком

· настроиться на ожидание отклика, не требовать немедленного включения в работу, так как активность инертного ребенка в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

· совместно установить правила и обсудить требования взаимодействия в семье, так как такому ребенку необходимо время на принятие и отработку нового; он чаще следуют принятым стандартам, избегает импровизации;

· в момент выполнения заданий, игровой ситуации не следует отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

· нужно избегать ситуаций, когда требуется быстрый ответ действие или на неожиданный вопрос;

· создавать спокойную и уважительную обстановку в семье;

· предоставлять личное время и свободу выбора ребенку в семейном досуге.

Рекомендации для снижения агрессии у ребенка

При повседневном общении с ребенком

- постоянство и последовательность в требованиях к ребенку;

- соблюдение равновесия собственных эмоций (не демонстрировать агрессивные действия при ребенке и не направлять их на ребенка);

- предугадывать агрессивные действия и сдерживать их (переключением, снижением или легким повышением тона голоса, юмором, вопросом и т.д.);

- ежедневно замечать и поощрять за правильное поведение, успех в общении и досуговой деятельности ребенка;

- объяснять плохой поступок (действие) на примере поведения других, почему так «нельзя»;

- не обращать внимание на мелкие агрессивные действия (плевки, кидание игрушки, постукивание по полу предметом и пр.), не превышать их значимость, игнорировать их (молчанием, отводом глаз, молчаливым уводом ребенка от ситуации и др.);

- говорить правду, то есть не лгать ребенку, не вводить его в заблуждение;

- ежедневно проявлять заботу и любовь (особенно утром, перед сном);

- обсуждать решения ребенка, категорично не отказывать;

- давать ребёнку минимум сводного времени, то есть занимать его досуг (желательно совместно выполнить бытовые дела, поиграть, творческие виды деятельности и т.д.);

- оценивать действия ребенка, а не личность;

- давать высказаться (проговорить, отреагировать эмоции);

- часто и сразу не отказывать в помощи ребенку, максимально удовлетворять его потребности, не исключая установленные правила социального поведения и общения;

- сохранять положительную репутацию ребенка в его присутствии при общении с родственниками и знакомыми (очно или по телефону);

- наказания не должны унижать ребенка, ущемлять его достоинства;

- учить ответственности за свои действия (с помощью примера, поощрения верно сделанного, шанса на исправление и т.д.);

- исключить в обращении к ребенку приказы, угрозы, повышенный тон, подкуп и т.п.;

- воспринимать ребенка таким, какой он есть!

При агрессивных действиях ребенка

- максимальное проявление самоконтроля эмоций (удержание эмоционального равновесия, проявление сдержанности, доброжелательного тона голоса и т.п.);

- не винить в агрессии (споре, конфликте, драке и т.д.), а индивидуально уважительно объяснять плохой поступок (действие), почему так «нельзя», когда ребенок успокоился;

- можно использовать в спорных ситуациях принцип «оба правы» (при спорах со сверстниками);

- не преувеличивать значимость агрессивных действий (долго не обсуждать, не вспоминать в другие дни и ситуации, не приписывать иные смыслы агрессивным действиям и пр.);

- быстро разобрать и свернуть ситуацию, можно проговорить эмоциональное состояние ребенка («ты злишься, потому что тебе обидно», «ты обижен, потому что тебе не дают играть одному» и т.д.), чтобы отреагировать переживания;

- активно выслушать точку зрения ребенка (детей) на проявленные агрессивные действия;

- сохранять положительную репутацию ребенка («ты хороший», «тебя мы любим») в общении;

- вынужденные наказания не должны унижать ребенка;

- объяснять, показывать альтернативные способы поведения агрессивным действиям;

- ответственность за разрешение ситуации, её продуктивный выход взрослый должен брать на себя!

Надо помнить, что эффективность рекомендаций требует выполнение следующих условий:

постоянство применения рекомендаций в процессе воспитания, обучения и общения с ребёнком;

использование рекомендаций всеми участниками педагогического взаимодействия (папой, мамой, бабушкой, дедушкой, тетей, дядей, воспитателем, учителем и др.), которые на данный момент проводят больше времени с ребёнком;

выполнять рекомендации с учётом имеющихся индивидуальных особенностей развития и опыта ребёнка.