Семенова Луиза Вячеславовна

Зрительные диктанты по методике профессора И.Т.Федоренко.

Психологами установлено, что развитие техники чтения часто замедляется из-за слаборазвитой оперативной памяти учащихся. Например:  ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до 3-4 слова,  он забывает первое слово. Поэтому он не может уловить смысла предложения, не может связать все слова воедино. В таком случае, естественно, возникает необходимость работы  над оперативной памятью.

Попробуйте писать с ребёнком не просто диктанты, а зрительные диктанты. Зрительный диктант отличается от привычного диктанта тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самим ребёнком. Но для увеличения скорости чтения, нужно использовать еще и специальную методику, описанную ниже.

Написание зрительных диктантов способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Методика даёт реальные и быстрые результаты на практике. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. На начальном этапе работы объём предложения составляет минимальное количество слов. Наращивание длины предложений происходит постепенно.

Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Обязательно ознакомьтесь с правилами. Только при строгом их выполнении можно получить желаемый результат!

Правила написания зрительных диктантов

1.       При проведении диктантов ребёнку по очереди показывают для запоминания предложения, которые он прочитывает молча, а затем записывает. Время экспозиции небольшое — от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). На шесть предложений одного набора уходит обычно от 5 до 8 минут.

2.       С одним набором предложений следует работать до тех пор, пока ребенок не будет писать все правильно.  Т.е. использовать один набор в течение нескольких дней. В среднем на каждый набор уходит три дня, а всего для отработки всех 18 наборов — два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при следующих условиях:

  • Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При ежедневном написании зрительных диктантов прибавка скорости чтения за два месяца составляет в среднем 44 слова в минуту. При уменьшении частоты тренировок память  развивается гораздо хуже.
  • Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
  • Предложения читаются обязательно молча.
  • Записываются предложения лучше на отдельных листах, чтобы при повторной работе не мешали предыдущие записи.
  •  Если ребёнок легко запоминает короткие предложения, то переходите к следующему набору.
  • По мере перехода к длинным предложениям ребёнок может не успевать прочитывать и запоминать. Для этого и существует тренировочный режим. Теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.

 В индивидуальной работе с ребенком (да и с группой детей) удобно использовать тексты зрительных диктантов, напечатанные крупным шрифтом. В своей работе я использую презентацию.

Взяв за основу данную методику также можно закреплять определенные темы по русскому языку, которые ребенку даются тяжело.  Вместо предложений, заданных по методике, можно предъявлять предложения, подобранные на заданную тему.

Ниже можно ознакомиться с презентациями зрительных диктантов по методике И.Т. Федоренко и диктантами, составленными на основе данной методики для закрепления некоторых орфограмм.

 


Прикрепленные файлы

ppt
zriteljnie-diktantidlya-otrabotki-orfogramm-na-osnove-metodiki-professora-itfedorenko.ppt 248 Kb 18.10.2022
ppt
zriteljnie-diktanti-po-metodike-professora-itfedorenko.ppt 350 Kb 18.10.2022