Доступная среда

Для освоения адаптированных образовательных программ обучающимися с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательной организации создана доступная среда. В ней отражена специфика требований к техническим средствам комфортного доступа обучающихся к образованию:

- наличие альтернативной версии официального сайта ОУ для инвалидов по зрению,

-специально оборудованные санитарно-гигиенических помещения для удобства пользования инвалидов и лиц с ОВЗ,

-обеспечение доступа (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, входная дверь оклеена желтой сигнальной лентой),

-кнопка вызова персонала для оказания помощи инвалидам всех категорий,

-наличие зрительных указателей (зрительные указатели в виде желтых кругов на стеклянных дверях, ступеньки лестничных пролетов, оклеены желтой сигнальной лентой, имеются тактильные мнемосхемы со шрифтом Брайля),

-оборудованные парковочные места для инвалидов,

-паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.

В структуре материально-технического обеспечения процесса образования обучающихся с ТНР и НОДА отражена специфика условий доступной среды.

 Материально-техническая база реализации АООП с ТНР соответствует требованиям, предъявляемым к:

-помещениям логопедических кабинетов;

-кабинетам психологов.

Требования к организации рабочего места.

Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Каждый кабинет оборудован компьютером, проектором для проведения уроков в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации.

Реализация АООП для обучающихся с ТНР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья.

Освоение содержания коррекционно-развивающей области и Программы коррекционной работы обеспечивается видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.

Особые образовательные потребности обучающихся по АООП по индивидуальному учебному плану с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР применяются невербальные средства коммуникации.

Альтернативными (невербальными) средствами коммуникации являются:

специально подобранные предметы;

графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и другие, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);

Важным условием реализации АООП для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры организации.

В организации созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с НОДА в здания и помещения организации и их пребывания, а также обучения и воспитания

-пандусы,

-специально оборудованные учебные места,

-специализированное учебное, реабилитационное оборудование,

-поручни по всему периметру коридоров и лестничных пролетов.

-зонирование пространства класса на зоны для отдыха, занятий.

В организации оборудованы специальные помещения:

 логопедический кабинет,

кабинет медицинского назначения,

кабинет для АФК и массажа,

специально оборудованный физкультурный зал,

кабинет педагога-психолога,

сенсорная комната релаксации.

Логопедический кабинет оснащен оборудованием для диагностики и коррекции речи, обучающихся с НОДА, имеющих различные по форме и тяжести речевые и языковые нарушения.

Организация имеет следующее специальное оборудование:

 

- средства передвижения:

-различные варианты инвалидных колясок (комнатные, прогулочные), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки (комнатные и прогулочные);

-специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах и другое.

- мебель, соответствующая потребностям ребенка.

В школе соблюдается индивидуальный ортопедический режим для каждого обучающегося с двигательной патологией. В соответствии с рекомендациями врача-ортопеда, инструктора АФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации, рефлекс- запрещающие позиции (поза, который взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений.

Параллельно с обучением в организации обучающийся с двигательной патологией получает необходимый специальный комплекс лечебно-восстановительных мероприятий на базе медицинских организаций, проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных центрах.

Для реализации несколькими организациями основной АООП для обучающихся с НОДА возможно использование сетевой формы взаимодействия.

Требования к организации рабочего места ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно.

В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА организуется в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны, предусмотрено места для отдыха и проведения свободного времени.

Соблюдаются следующие требования условий:

- санитарно-бытовых с учетом общих (специфических) потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, кушетки, для смены памперсов и т.д.);

- социально-бытовых с учетом конкретных индивидуальных потребностей обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.).

 

Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся, а также специализированными креслами-столами для обучающихся с индивидуальными средствами фиксации, предписанными медицинскими рекомендациями.

Требования к техническим средствам комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и технологии).

В организациях, осуществляющих реализацию АООП и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов Wifi, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов обучения.

Для использования компьютерных технологий используется стол, который легко доступен с инвалидного кресла.

В работе используются:

-специальные клавиатуры (в увеличенным размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие соседних клавиш, сенсорные) специальные мыши (джойстики, роллеры, а также головная мышь), выносные кнопки, компьютерная программа "виртуальная клавиатура",

-по необходимости специальные учебники, специальные рабочие тетради, специальные дидактические материалы, специальные электронные приложения, компьютерные инструменты обучения, отвечающие особым образовательным потребностям детей и позволяющие реализовывать выбранный вариант стандарта.

Каждый учебный класс оборудован рабочими местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель имеет возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы, используя видео- и аудио технику. Среди простых технических средств, применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Для крепления тетради на парте ученика используются специальные магниты и кнопки.

Образовательная организация обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной и АООП обучающихся с НОДА на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.

Образовательная организация имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.



Сведения о наличии специально оборудованных учебных кабинетов 

Наименование

Количество

Назначение

Учебные кабинеты, оборудованные статическими и динамическими вертикализаторами, специальными столами с регулируемым наклоном столешницы

4

Проведение урочной и внеурочной деятельности с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Статические вертикализаторы позволяют ребенку удерживать статичную позу с правильной осанкой , отвечая у доски и во время учебного процесса. Динамические вертикализаторы фиксируют корпус обучающегося, являются техническим вспомогательным средством при передвижении детей.

Логопедические кабинеты, оборудованные специальным оборудованием для коррекции речи

5

Коррекция нарушений речи. В кабинетах имеются столы с зеркалами, пособия для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения. Кабинеты оборудованы проекторами, логопедическим оборудованием «Верботон», «Digidel». Имеется логопедический тренажер «Дэльфа -142.1, программный комплекс «Живой звук» Оборудование логопедических кабинетов позволяет эффективно осуществлять коррекцию речи обучающихся, в том числе и заикание.

Кабинет учителя-дефектолога

1

Развитие и коррекция нарушений познавательной сферы. Имеются наглядные пособия, компьютер, проектор.

Кабинет педагога-психолога с элементами сенсорной комнаты

1

Оказание психологической помощи и поддержки, профессиональной ориентации, диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии

Число кабинетов информатики и вычислительной техники (ед), в них рабочих мест с ЭВМ (мест)

1/7

Проведение уроков информатики, научно-практических конференций

Осуществление образовательной деятельности

Общее число персональных компьютеров , в т.ч. подключенных к локальной сети (ед)

36

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Мастерские (для мальчиков)

 

Осуществление урочной деятельности (по технологии) и внеурочной деятельности (по художественной обработке древесины) Мастерские оборудованы деревообрабатывающими станками и необходимым оборудованием для организации продуктивного труда для мальчиков

Гончарная мастерская

 

Организация занятий внеурочной деятельности по общекультурному направлению, развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ, развитие творческих способностей.

Кабинет швейного дела и кулинарии (для девочек)

 

Проведение уроков технологии и внеурочной деятельности по общекультурному направлению. В кабинете имеется компьютер, швейные машины, утюг, гладильная доска, электрические плиты, кухонная и столовая посуда.

Вокально-танцевальный зал

 

Вокально-танцевальный зал – это просторное помещение, в котором учащиеся занимаются танцами и вокалом во внеурочное время. В танцевальном зале проводятся школьные творческие конкурсы, отчетные мероприятия, логоритмика, место для организации встреч с родителями. В танцевальном зале имеется современная аудио-видео-аппаратура.

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Библиотека

1

Обеспечение учебниками, учебной литературой, периодикой, проведение библиотечных уроков. Имеется читальный зал с компьютерным оборудованием и выходом в Интернет.

Число книг в библиотеке

7734

В.т. школьных учебников (ед)

5707

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Спортивный зал.

1

Организация уроков физкультуры, внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению и спортивных праздников и развлечений. В спортзале имеется все необходимое оборудование: маты, перекладины, баскетбольные кольца, волейбольная сетка, инвентарь для спортивных игр баскетбол и волейбол и мелкий спортивный инвентарь для развития физических качеств.

Кабинет адаптивной физической культуры

1

Проведение адаптивной физической культуры (АФК) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кабинет АФК оснащен спортивным инвентарем и оборудованием, которое по специальным методикам используется для реабилитации и лечения : коврики, мячи, скакалки, ортопедические мячи, гимнастические палки, малые и большие обручи, массажные мячи малые и средние, массажные дорожки разных размеров (для точечного массажа стоп), цветные ленты для развития мелкой моторики, массажные вибро-подушки и вибро-жгуты, шведская стенка. Активно используются тренажеры: беговая дорожка, велотренажеры, иппотренажер, эллипсоид для укрепления различных групп мышц у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тренажерный зал

1

Спортивная площадка

1

Спортивная площадка оборудована комплексом для проведения двигательной деятельности, площадкой для прыжков, дорожкой для бега. Имеется футбольная площадка. Созданные условия обеспечивают высокий уровень активности обучающихся и оптимальный объем физической нагрузки.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Логопедическое оборудование «Digidel»

1

Коррекция нарушений речи

Логопедическое оборудование «Верботон»

1

Коррекция нарушений речи

Программный комплекс «Живой звук»

1

Коррекция нарушений речи

Логопедический тренажер «Дэльфа -142.1

1

Коррекция нарушений речи

Вертикализатор статический

1

Техническое устройство для поддерживания статической позы, правильной осанки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебной деятельности

Вертикализатор динамический

2

Техническое устройство для передвижения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Стол рабочий для детей-инвалидов - регулируемый по высоте и углу наклона столешницы

3

Специальная мебель для использования в образовательной деятельности обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Кресло-коляска

2

Передвижение на креслах-колясках обучающихся с инвалидностью

Ходунки

5

Передвижение обучающихся с инвалидностью

Подъемник - ступенькоход

1

Служит для перемещения человека в инвалидной коляске по ступенькам

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации.

Разработан паспорт доступности БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2" Минобразования Чувашии №011-2018 (утвержден 11.12.2018 г.)

Пандусы (подъемные платформы) при входе в здание и мастерские

3

Техническое приспособление для подъема, спуска, входа в помещения школы людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Выделенная стоянка для автотранспортных средств инвалидов

1

Парковка автотранспортных средств инвалидов

Поручни на 1и 2 этажах, на лестничных пролетах

на 1и 2 этажах

Техническое приспособление для подъема и спуска по лестничным пролетам, передвижения по вестибюлям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Расширенные дверные проемы

Входные двери и двери и двери на всех этажах

Возможность проезда на колясках людей с инвалидностью

Тактильно-цветовые вывески с наименованием образовательной организации, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, цветовые сигнальные таблички

2

Распознавание наименования учреждения людьми с нарушенным зрением (слабовидящим и слепым)

Цветовые вывески на стеклянных дверях во избежание столкновения с дверями слабовидящими людьми

2

Распознавание распашных стеклянных дверей слабовидящими людьми

Специальные условия питания и охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники прошли обучение по оказанию первой медицинской помощи в 2019г.

Столовая (ед) , число посадочных мест

1, число мест- 90

Организация двухразового бесплатного питания (завтрак и обед)

Медицинский кабинет

1

Организация медицинского обслуживания обучающихся, плановые медицинские осмотры, проведение профилактических прививок (договор с БУ Городская детская клиническая больница Минздрава Чувашии от 09.01.2019г.)

Процедурный кабинет

1

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникативным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Подключение к сети Интернет. Скорость подключения к сети Интернет

выделенная линия от 5 мбит/с и выше

Доступ к электронным образовательным ресурсам для организации учебной и внеурочной деятельности

Локальная сеть

 

Организация обменом информацией, доступ к методическим материалам

«Net School» (электронный журнал и дневник)

Об обучении с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий можно в баннере «Дистанционное обучение».

 

Организация учета успеваемости, посещаемости, учебных достижений обучающихся, организация обменом информацией

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

http://school collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://math-on-line.com/

Занимательная математика – школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

http://uztest.ru/

ЕГЭ математика

http://www.etudes.ru

Математические этюды

http://comp-science.narod.ru/

Дидактические материалы по информатике и математике

http://zadachi.mccme.ru/

Задачи по геометрии: информационно-поисковая система

http://college.ru/matematika/index.html

Открытый колледж: Математика

Урок математики

Видеоуроки по математике

http://biologys.ru/dir/opredelitel_rastenij_on_line/9-1-0-49

Определитель растений on-line

http://interneturok.ru/

Уроки школьной программы

http://www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html

Периодическая таблица методов визуализации

https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi

Конструктор урока

http://davydov-index.livejournal.com/1321119.html

Полная коллекция видеоуроков по основным школьным предметам с 1 по 11 класс

Помощь, оказываемая работниками, прошедшими обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещении организации

Помощь по передвижению по помещению организации осуществляется тьюторами, прошедшими подготовку в Чувашском республиканском институте образования

Дополнительные сведения об условиях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения (наличие и доступность)

Санитарные комнаты, специально оборудованные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудованы поручнями, широкими дверными проемами и локтевыми ручками, локтевыми смесителями, поворотным зеркалом, кнопкой вызова персонала, мнемосхемами, с дублированием надписей, знаков, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля

3

Специально оборудованное помещение для выполнения гигиенических процедур лиц с инвалидностью

Дублирование надписей, знаков, графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (наименование учреждения, указатели «выход», мнемосхемы, названия-указатели помещений)

8

 

Наличие и понятность навигации внутри организации

Знаки-указатели «Эвакуационные выходы», «Выход», «Лестница», кнопки вызова персонала, дублированием надписей, знаков, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля

26

Навигация и наглядное сопровождение передвижения по зданию образовательной организации

Наличие зоны отдыха (ожидания)

Зона ожидания для посетителей, родителей(законных представителей)

1

Место для ожидания пришедшими посетителями, родителями (законными представителями)

Зона отдыха в вестибюлях

3

Место для отдыха обучающихся в перемены, во время внеурочной деятельности

Наличие и доступность питьевой воды

Питьевой фонтанчик MD-Cu29

2

Обеспечение обучающихся фильтрованной питьевой водой

 Общежития отсутствуют.