Для освоения адаптированных
образовательных программ обучающимися с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями
опорно-двигательного аппарата в образовательной организации создана доступная среда. В ней отражена
специфика требований к техническим средствам комфортного доступа обучающихся к
образованию:
- наличие альтернативной версии
официального сайта ОУ для инвалидов по зрению,
-специально оборудованные
санитарно-гигиенических помещения для удобства пользования инвалидов и лиц с
ОВЗ,
-обеспечение доступа (пандусы, поручни,
расширенные дверные проемы, входная дверь оклеена желтой сигнальной лентой),
-кнопка вызова персонала для оказания помощи
инвалидам всех категорий,
-наличие зрительных указателей (зрительные
указатели в виде желтых кругов на стеклянных дверях, ступеньки лестничных
пролетов, оклеены желтой сигнальной лентой, имеются тактильные мнемосхемы со
шрифтом Брайля),
-оборудованные парковочные места для
инвалидов,
-паспорт доступности для инвалидов объекта
и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
В структуре материально-технического
обеспечения процесса образования обучающихся с ТНР и НОДА отражена специфика
условий доступной среды.
-помещениям логопедических кабинетов;
-кабинетам психологов.
Требования к организации рабочего места.
Каждый класс оборудован партами,
регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты подбирается
тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность
поддерживать правильную позу. Каждый кабинет оборудован компьютером, проектором
для проведения уроков в соответствии с современными требованиями информатизации
образовательной организации.
Реализация АООП для обучающихся с ТНР
предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений
здоровья.
Освоение содержания
коррекционно-развивающей области и Программы коррекционной работы обеспечивается
видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами,
зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим
материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции
(компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического
строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма,
специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений
речи.
Особые образовательные потребности
обучающихся по АООП по индивидуальному учебному плану с учетом особых
образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР применяются
невербальные средства коммуникации.
Альтернативными (невербальными) средствами
коммуникации являются:
специально подобранные предметы;
графические, печатные изображения
(тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и другие, а также
составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
Важным условием реализации АООП для
обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа
обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры организации.
В организации созданы надлежащие
материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного
доступа детей с НОДА в здания и помещения организации и их пребывания, а также
обучения и воспитания
-пандусы,
-специально оборудованные учебные места,
-специализированное учебное,
реабилитационное оборудование,
-поручни по всему периметру коридоров и
лестничных пролетов.
-зонирование пространства класса на зоны
для отдыха, занятий.
В организации оборудованы специальные
помещения:
логопедический кабинет,
кабинет медицинского назначения,
кабинет для АФК и массажа,
специально оборудованный физкультурный
зал,
кабинет педагога-психолога,
сенсорная комната релаксации.
Логопедический кабинет оснащен
оборудованием для диагностики и коррекции речи, обучающихся с НОДА, имеющих
различные по форме и тяжести речевые и языковые нарушения.
Организация имеет следующее специальное
оборудование:
- средства передвижения:
-различные варианты инвалидных колясок
(комнатные, прогулочные), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки
(комнатные и прогулочные);
-специальные поручни, пандусы, съезды на
тротуарах и другое.
- мебель, соответствующая потребностям
ребенка.
В школе соблюдается индивидуальный
ортопедический режим для каждого обучающегося с двигательной патологией. В
соответствии с рекомендациями врача-ортопеда, инструктора АФК определяются
правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств
реабилитации, рефлекс- запрещающие позиции (поза, который взрослый придает
ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного
тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве
и возможность осуществления движений.
Параллельно с обучением в организации
обучающийся с двигательной патологией получает необходимый специальный комплекс
лечебно-восстановительных мероприятий на базе медицинских организаций,
проходить курсы лечения в специализированных больницах и реабилитационных
центрах.
Для реализации несколькими организациями
основной АООП для обучающихся с НОДА возможно использование сетевой формы взаимодействия.
Требования к организации рабочего места
ребёнка с НОДА, в том числе для работы удаленно.
В случае необходимости (выраженные
двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию
графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА организуется в
соответствии с особенностями ограничений его здоровья. При организации учебного
места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания,
памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные
места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой
целью в помещении класса созданы специальные зоны, предусмотрено места для
отдыха и проведения свободного времени.
Соблюдаются следующие требования условий:
- санитарно-бытовых с учетом общих
(специфических) потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся в
данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной
гигиены, кушетки, для смены памперсов и т.д.);
- социально-бытовых с учетом конкретных
индивидуальных потребностей обучающегося с нарушением опорно-двигательного
аппарата, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства
организации, рабочего места ребенка и т.д.).
Каждый класс оборудован партами, регулируемыми
в соответствии с ростом обучающихся, а также специализированными
креслами-столами для обучающихся с индивидуальными средствами фиксации,
предписанными медицинскими рекомендациями.
Требования к техническим средствам
комфортного доступа ребёнка с НОДА к образованию (ассистивные средства и
технологии).
В организациях, осуществляющих реализацию
АООП и программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, созданы условия
для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей
электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы,
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий,
соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флеш-тренажеров,
инструментов Wifi, цифровых видеоматериалов и других), обеспечивающих
достижение каждым обучающимся с НОДА максимально возможных для него результатов
обучения.
Для использования компьютерных технологий
используется стол, который легко доступен с инвалидного кресла.
В работе используются:
-специальные клавиатуры (в увеличенным
размером клавиш, со специальной накладкой, ограничивающей случайное нажатие
соседних клавиш, сенсорные) специальные мыши (джойстики, роллеры, а также
головная мышь), выносные кнопки, компьютерная программа "виртуальная
клавиатура",
-по необходимости специальные учебники,
специальные рабочие тетради, специальные дидактические материалы, специальные
электронные приложения, компьютерные инструменты обучения, отвечающие особым
образовательным потребностям детей и позволяющие реализовывать выбранный
вариант стандарта.
Каждый учебный класс оборудован рабочими
местами с компьютерами для детей, имеющих тяжелые поражения рук и использующих
компьютер в качестве рабочей тетради. Каждый учитель имеет возможность проводить
уроки в соответствии с современными требованиями информатизации школы,
используя видео- и аудио технику. Среди простых технических средств,
применяемых для оптимизации процесса письма, используются увеличенные в
размерах ручки и специальные накладки к ним, позволяющие удерживать ручку и
манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленные (с
дополнительным грузом) ручки, снижающие проявления тремора при письме. Для
крепления тетради на парте ученика используются специальные магниты и кнопки.
Образовательная организация обеспечена
учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их
составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным
предметам основной образовательной и АООП обучающихся с НОДА на определенных
учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
Образовательная организация имеет доступ к
печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных
базах данных ЭОР.
Сведения
о наличии специально оборудованных учебных кабинетов |
|||
Наименование |
Количество |
Назначение |
|
Учебные кабинеты, оборудованные
статическими и динамическими вертикализаторами, специальными столами с
регулируемым наклоном столешницы |
4 |
Проведение урочной и внеурочной
деятельности с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Статические
вертикализаторы позволяют ребенку удерживать статичную позу с правильной
осанкой , отвечая у доски и во время учебного процесса. Динамические
вертикализаторы фиксируют корпус обучающегося, являются техническим
вспомогательным средством при передвижении детей. |
|
Логопедические кабинеты, оборудованные
специальным оборудованием для коррекции речи |
5 |
Коррекция нарушений речи. В кабинетах
имеются столы с зеркалами, пособия для индивидуальных занятий по коррекции
звукопроизношения. Кабинеты оборудованы проекторами, логопедическим
оборудованием «Верботон», «Digidel». Имеется логопедический тренажер «Дэльфа
-142.1, программный комплекс «Живой звук» Оборудование логопедических
кабинетов позволяет эффективно осуществлять коррекцию речи обучающихся, в том
числе и заикание. |
|
Кабинет учителя-дефектолога |
1 |
Развитие и коррекция нарушений
познавательной сферы. Имеются наглядные пособия, компьютер, проектор. |
|
Кабинет педагога-психолога с элементами
сенсорной комнаты |
1 |
Оказание психологической помощи и
поддержки, профессиональной ориентации, диагностика, профилактика и коррекция
отклонений в психическом развитии |
|
Число кабинетов информатики и
вычислительной техники (ед), в них рабочих мест с ЭВМ (мест) |
1/7 |
Проведение уроков информатики,
научно-практических конференций Осуществление образовательной
деятельности |
|
Общее число персональных компьютеров ,
в т.ч. подключенных к локальной сети (ед) |
36 |
||
Объекты
для проведения практических занятий, приспособленные для использования
инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|||
Мастерские (для мальчиков) |
|
Осуществление урочной деятельности (по
технологии) и внеурочной деятельности (по художественной обработке древесины)
Мастерские оборудованы деревообрабатывающими станками и необходимым
оборудованием для организации продуктивного труда для мальчиков |
|
Гончарная мастерская |
|
Организация занятий внеурочной деятельности
по общекультурному направлению, развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ,
развитие творческих способностей. |
|
Кабинет швейного дела и кулинарии (для
девочек) |
|
Проведение уроков технологии и
внеурочной деятельности по общекультурному направлению. В кабинете имеется
компьютер, швейные машины, утюг, гладильная доска, электрические плиты,
кухонная и столовая посуда. |
|
Вокально-танцевальный зал |
|
Вокально-танцевальный зал – это
просторное помещение, в котором учащиеся занимаются танцами и вокалом во
внеурочное время. В танцевальном зале проводятся школьные творческие
конкурсы, отчетные мероприятия, логоритмика, место для организации встреч с
родителями. В танцевальном зале имеется современная аудио-видео-аппаратура. |
|
Библиотека,
приспособленная для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья |
|||
Библиотека |
1 |
Обеспечение учебниками, учебной
литературой, периодикой, проведение библиотечных уроков. Имеется читальный
зал с компьютерным оборудованием и выходом в Интернет. |
|
Число книг в библиотеке |
7734 |
||
В.т. школьных учебников (ед) |
5707 |
||
Объекты
спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья |
|||
Спортивный зал. |
1 |
Организация уроков физкультуры,
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению и
спортивных праздников и развлечений. В спортзале имеется все необходимое
оборудование: маты, перекладины, баскетбольные кольца, волейбольная сетка,
инвентарь для спортивных игр баскетбол и волейбол и мелкий спортивный
инвентарь для развития физических качеств. |
|
Кабинет адаптивной физической культуры |
1 |
Проведение адаптивной физической
культуры (АФК) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кабинет
АФК оснащен спортивным инвентарем и оборудованием, которое по специальным
методикам используется для реабилитации и лечения : коврики, мячи, скакалки,
ортопедические мячи, гимнастические палки, малые и большие обручи, массажные
мячи малые и средние, массажные дорожки разных размеров (для точечного
массажа стоп), цветные ленты для развития мелкой моторики, массажные
вибро-подушки и вибро-жгуты, шведская стенка. Активно используются тренажеры:
беговая дорожка, велотренажеры, иппотренажер, эллипсоид для укрепления
различных групп мышц у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. |
|
Тренажерный зал |
1 |
||
Спортивная площадка |
1 |
Спортивная площадка оборудована
комплексом для проведения двигательной деятельности, площадкой для прыжков,
дорожкой для бега. Имеется футбольная площадка. Созданные условия
обеспечивают высокий уровень активности обучающихся и оптимальный объем
физической нагрузки. |
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
|||
Логопедическое оборудование «Digidel» |
1 |
Коррекция нарушений речи |
|
Логопедическое оборудование «Верботон» |
1 |
Коррекция нарушений речи |
|
Программный комплекс «Живой звук» |
1 |
Коррекция нарушений речи |
|
Логопедический тренажер «Дэльфа -142.1 |
1 |
Коррекция нарушений речи |
|
Вертикализатор статический |
1 |
Техническое устройство для
поддерживания статической позы, правильной осанки детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата в учебной деятельности |
|
Вертикализатор динамический |
2 |
Техническое устройство для передвижения
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
|
Стол рабочий для детей-инвалидов -
регулируемый по высоте и углу наклона столешницы |
3 |
Специальная мебель для использования в
образовательной деятельности обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья |
|
Кресло-коляска |
2 |
Передвижение на креслах-колясках
обучающихся с инвалидностью |
|
Ходунки |
5 |
Передвижение обучающихся с
инвалидностью |
|
Подъемник - ступенькоход |
1 |
Служит для перемещения человека в
инвалидной коляске по ступенькам |
|
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации. Разработан паспорт доступности БОУ "Чебоксарская
общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья №2" Минобразования Чувашии №011-2018 (утвержден 11.12.2018 г.) |
|||
Пандусы (подъемные платформы) при входе
в здание и мастерские |
3 |
Техническое приспособление для подъема,
спуска, входа в помещения школы людей с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидов |
|
Выделенная стоянка для автотранспортных
средств инвалидов |
1 |
Парковка автотранспортных средств
инвалидов |
|
Поручни на 1и 2 этажах, на лестничных
пролетах |
на 1и 2 этажах |
Техническое
приспособление для подъема и спуска по лестничным пролетам, передвижения по
вестибюлям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
|
Расширенные дверные проемы |
Входные двери и двери и двери на всех
этажах |
Возможность проезда на колясках людей с
инвалидностью |
|
Тактильно-цветовые вывески с
наименованием образовательной организации, выполненные рельефно-точечным
шрифтом Брайля, цветовые сигнальные таблички |
2 |
Распознавание наименования учреждения
людьми с нарушенным зрением (слабовидящим и слепым) |
|
Цветовые вывески на стеклянных дверях
во избежание столкновения с дверями слабовидящими людьми |
2 |
Распознавание распашных стеклянных
дверей слабовидящими людьми |
|
Специальные условия
питания и охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья. Педагогические работники прошли обучение по оказанию первой
медицинской помощи в 2019г. |
|||
Столовая (ед) , число посадочных мест |
1, число мест- 90 |
Организация двухразового бесплатного
питания (завтрак и обед) |
|
Медицинский кабинет |
1 |
Организация медицинского обслуживания
обучающихся, плановые медицинские осмотры, проведение профилактических
прививок (договор с БУ Городская детская клиническая больница Минздрава
Чувашии от 09.01.2019г.) |
|
Процедурный кабинет |
1 |
||
Доступ
к информационным системам и информационно-телекоммуникативным сетям, приспособленным для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья |
|||
Подключение к сети Интернет. Скорость
подключения к сети Интернет |
выделенная линия от 5 мбит/с и выше |
Доступ к электронным образовательным
ресурсам для организации учебной и внеурочной деятельности |
|
Локальная сеть |
|
Организация обменом информацией, доступ
к методическим материалам |
|
«Net School» (электронный журнал и дневник) |
|
Организация учета успеваемости,
посещаемости, учебных достижений обучающихся, организация обменом информацией |
|
Электронные
образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья |
|||
http://school collection.edu.ru/ |
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов |
||
http://math-on-line.com/ |
Занимательная математика – школьникам
(олимпиады, игры, конкурсы по математике) |
||
http://uztest.ru/ |
ЕГЭ математика |
||
http://www.etudes.ru |
Математические этюды |
||
http://comp-science.narod.ru/ |
Дидактические материалы по информатике
и математике |
||
http://zadachi.mccme.ru/ |
Задачи по геометрии:
информационно-поисковая система |
||
http://college.ru/matematika/index.html |
Открытый колледж: Математика |
||
Урок математики |
Видеоуроки по математике |
||
http://biologys.ru/dir/opredelitel_rastenij_on_line/9-1-0-49 |
Определитель растений on-line |
||
http://interneturok.ru/ |
Уроки школьной программы |
||
http://www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html |
Периодическая таблица методов
визуализации |
||
https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi |
Конструктор урока |
||
http://davydov-index.livejournal.com/1321119.html |
Полная коллекция видеоуроков по
основным школьным предметам с 1 по 11 класс |
||
Помощь,
оказываемая работниками, прошедшими обучение (инструктирование) по
сопровождению инвалидов в помещении организации |
|||
Помощь по передвижению по помещению
организации осуществляется тьюторами, прошедшими подготовку в Чувашском
республиканском институте образования |
|||
Дополнительные
сведения об условиях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья |
|||
Специально
оборудованные санитарно-гигиенические помещения (наличие и доступность) |
|||
Санитарные комнаты, специально
оборудованные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
оборудованы поручнями, широкими дверными проемами и локтевыми ручками, локтевыми
смесителями, поворотным зеркалом, кнопкой вызова персонала, мнемосхемами, с
дублированием надписей, знаков, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля |
3 |
Специально оборудованное помещение для
выполнения гигиенических процедур лиц с инвалидностью |
|
Дублирование надписей, знаков,
графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля
(наименование учреждения, указатели «выход», мнемосхемы, названия-указатели
помещений) |
8 |
|
|
Наличие
и понятность навигации внутри организации |
|||
Знаки-указатели «Эвакуационные выходы»,
«Выход», «Лестница», кнопки вызова персонала, дублированием надписей, знаков,
выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля |
26 |
Навигация и наглядное сопровождение
передвижения по зданию образовательной организации |
|
Наличие
зоны отдыха (ожидания) |
|||
Зона ожидания для посетителей,
родителей(законных представителей) |
1 |
Место для ожидания пришедшими
посетителями, родителями (законными представителями) |
|
Зона отдыха в вестибюлях |
3 |
Место для отдыха обучающихся в
перемены, во время внеурочной деятельности |
|
Наличие
и доступность питьевой воды |
|||
Питьевой фонтанчик MD-Cu29 |
2 |
Обеспечение обучающихся фильтрованной
питьевой водой |
|